К основному контенту

Принципы построения программы тренировок

Допустим, ты хочешь сэкономить на тренере и планируешь составить собственную программу тренировок. У тебя есть какой-то любимый набор упражнений или ты просто набираешь из гугла упражнения на выбранную мышечную группу. И этот список упражнений ты хочешь упорядочить, чтобы во время тренировки не путаться, какое упражнение делать первым, следующим, и так далее? Сегодня я подскажу несколько вариантов компоновки упражнений в тренировочной программе.

Представим, что сегодня тебе нужно проработать сразу несколько мышечных групп, неважно, сплит это или фуллбади, существует классический порядок расположения упражнений друг за другом. Этот классический порядок был сформулирован Стивом Ривзом и суть его в том, что упражнения сменяют друг друга по направлению от ног к плечам, то есть снизу вверх. В начале тренировки работают мышцы ног, затем - торса, потом рук и плечей.

Стив Ривз объяснял такой порядок компоновки упражнений тем, что так сердечно-сосудистой системе легче справляться с нагрузками. По его словам, сердцу будет тяжело, если сначала сделать подход на ноги, а потом - на плечи, так как придется активно качать кровь из одного удаленного участка тела в другой. Современные атлеты, особенно в кроссфите, конечно, пренебрегают этим правилом, но тем не менее, оно имеет место быть. Итак, классический порядок выполнения упражнений - снизу вверх.

Если по каким-то причинам классический порядок компоновки упражнений не подходит, например, жим стоя или лежа, или подтягивания доставляют большой дискомфорт и в конце тренировки их делать очень сложно, устает тело, устают руки, не хватает мотивации, можно менять порядок выполнения упражнений на тот, который более удобен. Например, начинать с самых тяжелых и нелюбимых упражнений и заканчивать самыми легкими, самыми приятными.

Таким образом, и классический порядок компоновки упражнений и индивидуальный порядок осуществляются следующим образом: берется список упражнений и располагается в порядке очередности, либо снизу вверх (от ног к плечам), либо по принципу личных предпочтений (для более опытных). Каждое упражнение выполняется в нескольких подходах с отдыхом в несколько минут, после чего наступает этап следующего упражнения в очереди до завершения списка.

Другой способ выполнения упражнений называется "круговая тренировка". В чем суть этого способа? Берется список упражнений, упорядоченный по классическому или индивидуальному принципу, и упражнения выполняются по порядку, одно за другим, по одному подходу, с отдыхом между этими единичными подходами в несколько минут, до завершения списка. После завершения списка получается, что все упражнения выполнены по одному подходу. Это считается одним кругом. 

Если по плану тренировки нужно выполнить 3 подхода в каждом упражнении, значит, всего за тренировку нужно сделать три таких круга (выполнить все упражнения из списка друг за другом в порядке очереди по одному подходу в каждом упражнении). В чем преимущество такого метода? В том, что одинаковые упражнения повторяются через больший промежуток времени, значит, мышцы отдыхают дольше. Это значит, что в каждом следующем подходе одного и того же упражнения можно работать интенсивнее, чем обычно, потому что мышцы устают меньше.

Также порядок компоновки упражнений иногда осуществляется по принципу антагонистов. Это значит, что упражнение на одну мышечную группу чередуют с упражнением на антагониста этой мышечной группы. Например, сначала делают упражнение с акцентом на разгибатели бедра, а потом - на сгибатели. Или сначала выполняют жимовое движение, а затем - тягу (жим стоя - подтягивания, жим лежа - тяга в наклоне). Или сгибания руки (бицепс), а затем - разгибания руки (трицепс). Такой подход позволяет как следует растянуть мышцы и накачать их кровью.

Мне больше нравятся тренировки фуллбади, но многие люди тренируются по программам типа сплит, где каждой группе мышц (а иногда и вообще одной мышечной группе) посвящена отдельная тренировка. Я не считаю это решение правильным, особенно для тех, кто не употребляет стероиды, потому что такие тренировки невероятно сложно организовать должным образом. В большинстве случаев мышцы будут либо недотренированы, либо перетренированы. В самом начале я занимался по различным сплитам, даже пробовал тренировать по одной мышечной группе за тренировку, мне это не подошло.

Может быть кому-то сплит подходит, может быть кто-то умеет составлять такие тренировочные программы, все бывает в этой жизни. Поэтому я не буду писать ничего плохого про сплиты, в конце-концов мой первый тренировочный прогресс был именно на сплите. На сегодняшний день я убежден, что одной мышечной группе достаточно одного, максимум двух упражнений за тренировку. Спасибо за внимание, я постарался рассмотреть основные принципы компоновки упражнений в тренировочной программе, конечно, эта тема очень объемная, но в общем как-то так.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как качаться с плохим зрением?

Сегодня я хочу затронуть едва ли не одну из самых важных тем, которые только могут существовать в области тренировок с отягощениями - это штанга и зрение. Как известно, человеческой природе совершенно естественно двигаться навстречу поставленным целям вопреки возникающим на пути трудностям. Особенно это актуально в тех случаях, когда препятствия существуют изначально. Так, люди с плохим зрением с завидным упорством стремятся реализовать себя в творчестве, спортивных дисциплинах и других сферах человеческой деятельности, связанных с необходимостью обладать здоровыми глазами. И это здорово! Я считаю, что смысл жизни состоит в том, чтобы двигаться вперед и переступать через свои слабости, чтобы достигать новых высот. Я очень уважаю людей, которые, несмотря на запреты врачей, идут в качалку со слабым зрением. В первую очередь это, несомненно, приведет к повышению самооценки и придаст чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Поскольку таких людей очень волнует вопрос о том

Жим гантелей узким нейтральным хватом для грудных мышц

В сем дратути! Я обещал написать о своей новой программе домашних тренировок, но перед этим хочу залить несколько постов об упражнениях, которые будут присутствовать в этой новой тренировочной программе. Сегодня хочу рассказать и показать отличное упражнение для грудных мышц - жим гантелей лежа узким нейтральным хватом. Я выполняю этот жим гантелей в своей новой программе тренировок для дома уже пару недель и чувствую, что это упражнение очень хорошо прорабатывает грудные мышцы. Делая это движение, я ощущаю сильное мышечное сокращение, грудные работают акцентированно. Конечно, мои гантели слишком легкие для нормальной работы в этом силовом движении, однако в качестве разминки они годятся. Поэтому я использую жим гантелей узким нейтральным хватом в роли разминочного или добивающего упражнения. Ч тобы вам было понятнее, о чем идет речь, я не только прикреплю поясняющую картинку со схемой движения, но и добавлю несколько ссылок на видео, где люди выполняют такой вот жим: https://yo

Программа тренировок для дома (упражнения с гантелями, на турнике и брусьях)

В сем привет! Сегодня я хочу рассказать о своей новой программе тренировок для дома. В нее входят упражнения с гантелями, на турнике и брусьях. Также я включил в нее отжимания на петлях. По этой программе я занимаюсь каждый день и прорабатываю все тело целиком, так что ее можно поместить в категорию "фулбади". Моя новая программа составлена по принципу круговых тренировок. Это значит, что я выполняю по одному подходу каждого упражнения друг за другом, затем начинаю круг заново. Список упражнений выглядит так: 1 день приседания на одной ноге попеременно 12 повторений; отжимания на брусьях с отягощением 15 повторений; скручивания до усталости; подтягивания за голову с отягощением 12 повторений; жим Арнольда 12 повторений; подъем ног к перекладине 12 повторений. Когда я заканчиваю выполнение последнего упражнения, я повторяю все заново, и так три раза, всего три круга. В общем получается, что каждое упражнение выполняется в трех подходах. 2 день приседания на